Великие симфонии. Абонемент в Уфе

01 октября
Каждая симфония — это роман в музыкальных звуках. Каждый инструментальный концерт — это откровение солиста, каждый композитор — это отблеск эпохи.... Весь цикл — это созвездие мастеров своего дела.
В абонемент входят концерты:
— 01 октября 2025, 19:00. Великие симфонии. Чайковский
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 2 «Великие симфонии».
В программе:
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35.
Чайковский. Симфония «Манфред» си минор, соч.58.
Солистка — лауреат международных конкурсов Ким Ке Хи (Республика Корея).
За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Конце́рт для скри́пки с орке́стром ре мажо́р, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита. В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.
Симфония «Ма́нфред» си минор, соч. 58 — программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона. Хронологически эта симфония занимает место между 4-й и 5-й симфониями композитора. Впервые была исполнена 11 марта 1886 года в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера.
Программа, которую составил Чайковский в процессе своей работы над симфонией, получила следующий вид:
— Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
— Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
— Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
— Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Смерть и прощение Манфреда.
*В программе возможны изменения.
— 25 февраля 2026, 19:00. Великие симфонии. Бриттен, Воан-Уильямс, Франсе
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 2 «Великие симфонии»
В программе:
Воан-Уильямс. Симфония № 2 «Лондон»
Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи»: вариации и фуга на тему Перселла
Франсе. Концерт для кларнета с оркестром (премьера в Уфе!)
Солист — народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет).
Симфония № 2 «Лондон» Ральфа Воан-Уильямса — четырёхчастное произведение, которое было написано в 1913–1914 гг. Композитор возвращался к симфонии ещё в 1920 и 1936 гг. Изначально к сочинению прилагалось краткое описание программы. Так, пояснялось, что в первой части изображена «...суета и спешка Лондона», вторая часть содержит зарисовку «Площади Блумсбери ноябрьским днём», третья часть была описана как «Ночью на набережной Вестминстера в окружении далёких звуков улицы Стрэнд». Однако вскоре Воан-Уильямс решил от этих пояснений отказаться. Он стремился к тому, чтобы слушатели воспринимали симфонию как «чистую музыку».
Крупнейший британский композитор ХХ века Б. Бриттен сделал очень многое для восстановления классических традиций английской музыки. Он не раз приезжал в СССР, а среди его друзей в нашей стране были Д. Д. Шостакович и М. Л. Ростропович. Бриттен работал в разных жанрах, создавая академические сочинения и уделяя особое внимание просветительской и воспитательной роли музыки. Значительную роль в наследии композитора играет его цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла», написанный в 1945 году. Обращение к творчеству выдающегося английского композитора эпохи барокко не было случайным — его опера «Дидона и Эней» была отредактирована Бриттеном и ставилась на многих оперных сценах мира. Цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла» сопровождается уточнением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Сочинение создавалось для документального фильма М. Мэтисона «Инструменты оркестра». Задача сочинения — познакомить слушателей с тембрами оркестровых инструментов (произведение допускало возможность участия «спикера», комментирующего особенности звучания).Сначала основная тема (она заимствована из музыки Пёрселла к пьесе «Абделазар, или месть Мавра») звучит у мощного тутти оркестра, а потом автор проводит ее поочередно у инструментов деревянно-духовой, медно-духовой, струнной, ударной групп. Слушатель следит за многообразными вариациями, осознавая тембровую индивидуальность каждого инструмента. Завершает произведение мощная фуга, где в кульминации опять проводится основная тема Перселла.
Жан Франсе — известный французский композитор ХХ века. Рожденный в музыкальной семье (его отец был директором консерватории в Ле-Мане), он рано начал заниматься композицией под руководством известного педагога Нади Буланже. Его ранние произведения были отмечены М. Равелем. Франсе создал ряд театральных сочинений, в том числе балеты для Леонида Мясина и Сержа Лифаря, им написаны оперы и оратории, сделаны аранжировки ряда выдающихся сочинений (известность получила его оркестровка цикла 24-х прелюдий Ф. Шопена). Особую популярность завоевали многочисленные инструментальные концерты Франсе, где ярко проявились его неоклассицистские черты. К ним относится и Концерт для кларнета с оркестром — необычайно выразительный, по-французски легкий и изящный, искрящийся богатыми инструментальными красками. Композитор посвятил концерт дирижеру Фернану Убраду (1903–1986).
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
*В программе возможны изменения.
В абонемент входят концерты:
— 01 октября 2025, 19:00. Великие симфонии. Чайковский
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 2 «Великие симфонии».
В программе:
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35.
Чайковский. Симфония «Манфред» си минор, соч.58.
Солистка — лауреат международных конкурсов Ким Ке Хи (Республика Корея).
За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Конце́рт для скри́пки с орке́стром ре мажо́р, соч. 35 П. И. Чайковского написан в 1878 году, во время пребывания композитора в Швейцарии. Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре. Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается здесь с подлинной симфоничностью, темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита. В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени Чайковского.
Симфония «Ма́нфред» си минор, соч. 58 — программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона. Хронологически эта симфония занимает место между 4-й и 5-й симфониями композитора. Впервые была исполнена 11 марта 1886 года в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера.
Программа, которую составил Чайковский в процессе своей работы над симфонией, получила следующий вид:
— Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
— Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
— Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
— Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Смерть и прощение Манфреда.
*В программе возможны изменения.
— 25 февраля 2026, 19:00. Великие симфонии. Бриттен, Воан-Уильямс, Франсе
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 2 «Великие симфонии»
В программе:
Воан-Уильямс. Симфония № 2 «Лондон»
Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи»: вариации и фуга на тему Перселла
Франсе. Концерт для кларнета с оркестром (премьера в Уфе!)
Солист — народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет).
Симфония № 2 «Лондон» Ральфа Воан-Уильямса — четырёхчастное произведение, которое было написано в 1913–1914 гг. Композитор возвращался к симфонии ещё в 1920 и 1936 гг. Изначально к сочинению прилагалось краткое описание программы. Так, пояснялось, что в первой части изображена «...суета и спешка Лондона», вторая часть содержит зарисовку «Площади Блумсбери ноябрьским днём», третья часть была описана как «Ночью на набережной Вестминстера в окружении далёких звуков улицы Стрэнд». Однако вскоре Воан-Уильямс решил от этих пояснений отказаться. Он стремился к тому, чтобы слушатели воспринимали симфонию как «чистую музыку».
Крупнейший британский композитор ХХ века Б. Бриттен сделал очень многое для восстановления классических традиций английской музыки. Он не раз приезжал в СССР, а среди его друзей в нашей стране были Д. Д. Шостакович и М. Л. Ростропович. Бриттен работал в разных жанрах, создавая академические сочинения и уделяя особое внимание просветительской и воспитательной роли музыки. Значительную роль в наследии композитора играет его цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла», написанный в 1945 году. Обращение к творчеству выдающегося английского композитора эпохи барокко не было случайным — его опера «Дидона и Эней» была отредактирована Бриттеном и ставилась на многих оперных сценах мира. Цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла» сопровождается уточнением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Сочинение создавалось для документального фильма М. Мэтисона «Инструменты оркестра». Задача сочинения — познакомить слушателей с тембрами оркестровых инструментов (произведение допускало возможность участия «спикера», комментирующего особенности звучания).Сначала основная тема (она заимствована из музыки Пёрселла к пьесе «Абделазар, или месть Мавра») звучит у мощного тутти оркестра, а потом автор проводит ее поочередно у инструментов деревянно-духовой, медно-духовой, струнной, ударной групп. Слушатель следит за многообразными вариациями, осознавая тембровую индивидуальность каждого инструмента. Завершает произведение мощная фуга, где в кульминации опять проводится основная тема Перселла.
Жан Франсе — известный французский композитор ХХ века. Рожденный в музыкальной семье (его отец был директором консерватории в Ле-Мане), он рано начал заниматься композицией под руководством известного педагога Нади Буланже. Его ранние произведения были отмечены М. Равелем. Франсе создал ряд театральных сочинений, в том числе балеты для Леонида Мясина и Сержа Лифаря, им написаны оперы и оратории, сделаны аранжировки ряда выдающихся сочинений (известность получила его оркестровка цикла 24-х прелюдий Ф. Шопена). Особую популярность завоевали многочисленные инструментальные концерты Франсе, где ярко проявились его неоклассицистские черты. К ним относится и Концерт для кларнета с оркестром — необычайно выразительный, по-французски легкий и изящный, искрящийся богатыми инструментальными красками. Композитор посвятил концерт дирижеру Фернану Убраду (1903–1986).
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
*В программе возможны изменения.
ГКЗ «Башкортостан» ул. Ленина, 50
Ср, 01 окт
19:00
800 ₽