Шедевры вокально-хоровой музыки. Абонемент в Уфе

17 сентября
Все краски оркестровой палитры в сочетании с самым удивительным инструментом — человеческим голосом представлены в цикле концертов, где органично сливаются народные мотивы и композиторское мастерство романтиков.
В состав абонемента входят концерты:
— 17 сентября 2025, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Сценическая кантата «Кармина Бурана».
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Орф. Сценическая кантата «Кармина Бурана».
«Кармина Бурана» («Carmina Burana») К. Орфа — хоровая поэма на стихи средневековых вагантов. Литературный источник «Кармина Бурана» — рукописный сборник XII века, найденный в начале XIX века в баварском бенедиктинском монастыре. Некоторые тексты принадлежат известным авторам средневековой лирики и сатиры: Абеляру, Архипоэту Кельнскому, миннезингеру Вальтеру фон дер Фогельвейде, большинство же стихов анонимно. К. Орф выбрал для своей кантаты любовные песни, стихи о вине и разгульной жизни кабацкого люда и два противоположных по значению гимна — любви и Фортуне, богине судьбы.
Пролог и эпилог воссоздают характерный для искусства средних веков образ — колесо Фортуны, неизбежный и безжалостный рок. Многоцветная радуга чувств, настроений, картин природы заключена в грозную раму заклинаний судьбы: первый хор «Фортуна — повелительница мира» (Fortuna Imperatrix Mundi) повторяется в конце, колесо Фортуны совершает свой оборот.
Первая часть кантаты — «Ранней весной» (Primo Vere) — песни о любви, весенние хороводы. Вторая часть — «В кабаке» (In Taberna) — страстный монолог «потерянного человека» («Исповедь» Архипоэта Кельнского), песнь жареного лебедя, пародирующая речь дьякона на погребальном пиршестве, мятежный клич пьяного монаха и большой хор всей этой буйной братии. Третья часть — Cour D’Amours — вновь светлый мир любви и весенней природы. На последние звуки этой части внезапно обрушивается возглас «О, Фортуна!» — возвращается грозный образ неумолимого колеса.
Премьера «Кармина Бурана» К. Орфа состоялась 8 июня 1937 г. во Франкфурте-на-Майне под управлением Б. Ветцельсбергера.
За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Солистка — народная артистка РБ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», лауреат Национальной оперной премии «Онегин», лауреат международных конкурсов Диляра Идрисова (сопрано).
Солист — заслуженный артист РБ Артур Шарипов (баритон).
В концерте принимают участие Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан им. Сайфуллина и хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
— 10 февраля 2026, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Рахманинов.
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Рахманинов. «Три русские песни», кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра, поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По.
«Три русские песни» — произведение, которое музыковед В. Брянцева назвала «маленькой трагической симфониеттой на русские темы». В этом драматическом триптихе автор использовал подлинные мелодии народных песен «Через речку, через быстру», «Ах ты, Ванька, разудала голова» и «Белилицы, румяницы вы мои».
Кантата «Весна» была создана С. В. Рахманиновым в 1902 г. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 г. при участии Мариинского театра (дирижёр А. И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идёт-гудёт Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»). В музыке «Весны» Рахманинова также сочетаются контрастные, даже противоположные элементы: яркая, широкого дыхания лирика, идущая от романсов композитора, столь же яркий драматизм оперного плана (соло баритона перекликается с Рассказом Старика в «Алеко»), богатая оркестровая звукопись, обобщенность кантатно-ораториального жанра и открытая экспрессивность монолога солиста.
Поэма «Колокола» для смешанного хора, трёх солистов и оркестра была завершена С. Рахманиновым в 1913 г. Интересно, что первоначально Рахманинов планировал написать симфонию, но как раз в это время получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По, который, как утверждалось в письме, идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась ученица виолончелиста Михаила Букиника Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова, и изначальный замысел мгновенно поменялся. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-х частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света — к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим. Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета
— 17 июня 2026, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Григ, Воан-Уильямс.
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Григ. «Пер Гюнт»
Воан-Уильямс. «Пять портретов эпохи Тюдоров»
Норвежские легенды в знаменитой музыке Грига к спектаклю «Пер Гюнт»!
Норвежский композитор Эдвард Григ написал к пьесе драматурга Генриха Ибсена «Пер Гюнт» великолепную музыку, воспев суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику, старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Эта поучительная история о неисправимом мечтателе, скитающемся по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно ждёт его дома.
Музыка к спектаклю насыщенна яркими номерами: слушателей проведут через жаркие пустыни, Пещеру Горного Короля, поднимут на вершину горы Фудзи, закружат в танцах Испании и Латинской Америки и укроют от ужасающей стихийной летней грозы. Путешествие Пер Гюнта поразит каждого накалом эмоций и музыкой, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая слух, но вскоре превращается в стремительный, шумный и мощный горный водопад.
Полная партитура «Пера Гюнта» включает в себя двадцать три номера, среди которых — вступления к пяти актам драмы (К первому действию — «На свадьбе», ко второму — «Жалоба Ингрид», к третьему — «В глубине бора», к четвертому — «Утро», к пятому — «Возвращение Пера Гюнта на родину».), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические («В пещере горного короля») и лирико-драматические оркестровые эпизоды («Смерть Озе»), мелодрамы.
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
В состав абонемента входят концерты:
— 17 сентября 2025, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Сценическая кантата «Кармина Бурана».
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Орф. Сценическая кантата «Кармина Бурана».
«Кармина Бурана» («Carmina Burana») К. Орфа — хоровая поэма на стихи средневековых вагантов. Литературный источник «Кармина Бурана» — рукописный сборник XII века, найденный в начале XIX века в баварском бенедиктинском монастыре. Некоторые тексты принадлежат известным авторам средневековой лирики и сатиры: Абеляру, Архипоэту Кельнскому, миннезингеру Вальтеру фон дер Фогельвейде, большинство же стихов анонимно. К. Орф выбрал для своей кантаты любовные песни, стихи о вине и разгульной жизни кабацкого люда и два противоположных по значению гимна — любви и Фортуне, богине судьбы.
Пролог и эпилог воссоздают характерный для искусства средних веков образ — колесо Фортуны, неизбежный и безжалостный рок. Многоцветная радуга чувств, настроений, картин природы заключена в грозную раму заклинаний судьбы: первый хор «Фортуна — повелительница мира» (Fortuna Imperatrix Mundi) повторяется в конце, колесо Фортуны совершает свой оборот.
Первая часть кантаты — «Ранней весной» (Primo Vere) — песни о любви, весенние хороводы. Вторая часть — «В кабаке» (In Taberna) — страстный монолог «потерянного человека» («Исповедь» Архипоэта Кельнского), песнь жареного лебедя, пародирующая речь дьякона на погребальном пиршестве, мятежный клич пьяного монаха и большой хор всей этой буйной братии. Третья часть — Cour D’Amours — вновь светлый мир любви и весенней природы. На последние звуки этой части внезапно обрушивается возглас «О, Фортуна!» — возвращается грозный образ неумолимого колеса.
Премьера «Кармина Бурана» К. Орфа состоялась 8 июня 1937 г. во Франкфурте-на-Майне под управлением Б. Ветцельсбергера.
За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Солистка — народная артистка РБ, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», лауреат Национальной оперной премии «Онегин», лауреат международных конкурсов Диляра Идрисова (сопрано).
Солист — заслуженный артист РБ Артур Шарипов (баритон).
В концерте принимают участие Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан им. Сайфуллина и хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
— 10 февраля 2026, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Рахманинов.
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Рахманинов. «Три русские песни», кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра, поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По.
«Три русские песни» — произведение, которое музыковед В. Брянцева назвала «маленькой трагической симфониеттой на русские темы». В этом драматическом триптихе автор использовал подлинные мелодии народных песен «Через речку, через быстру», «Ах ты, Ванька, разудала голова» и «Белилицы, румяницы вы мои».
Кантата «Весна» была создана С. В. Рахманиновым в 1902 г. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 г. при участии Мариинского театра (дирижёр А. И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идёт-гудёт Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»). В музыке «Весны» Рахманинова также сочетаются контрастные, даже противоположные элементы: яркая, широкого дыхания лирика, идущая от романсов композитора, столь же яркий драматизм оперного плана (соло баритона перекликается с Рассказом Старика в «Алеко»), богатая оркестровая звукопись, обобщенность кантатно-ораториального жанра и открытая экспрессивность монолога солиста.
Поэма «Колокола» для смешанного хора, трёх солистов и оркестра была завершена С. Рахманиновым в 1913 г. Интересно, что первоначально Рахманинов планировал написать симфонию, но как раз в это время получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По, который, как утверждалось в письме, идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась ученица виолончелиста Михаила Букиника Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова, и изначальный замысел мгновенно поменялся. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-х частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света — к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим. Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета
— 17 июня 2026, 19:00. Шедевры вокально-хоровой музыки. Григ, Воан-Уильямс.
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 1 «Шедевры вокально-хоровой музыки».
В программе:
Григ. «Пер Гюнт»
Воан-Уильямс. «Пять портретов эпохи Тюдоров»
Норвежские легенды в знаменитой музыке Грига к спектаклю «Пер Гюнт»!
Норвежский композитор Эдвард Григ написал к пьесе драматурга Генриха Ибсена «Пер Гюнт» великолепную музыку, воспев суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику, старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Эта поучительная история о неисправимом мечтателе, скитающемся по свету в тщетных поисках счастья, не подозревая, что оно ждёт его дома.
Музыка к спектаклю насыщенна яркими номерами: слушателей проведут через жаркие пустыни, Пещеру Горного Короля, поднимут на вершину горы Фудзи, закружат в танцах Испании и Латинской Америки и укроют от ужасающей стихийной летней грозы. Путешествие Пер Гюнта поразит каждого накалом эмоций и музыкой, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая слух, но вскоре превращается в стремительный, шумный и мощный горный водопад.
Полная партитура «Пера Гюнта» включает в себя двадцать три номера, среди которых — вступления к пяти актам драмы (К первому действию — «На свадьбе», ко второму — «Жалоба Ингрид», к третьему — «В глубине бора», к четвертому — «Утро», к пятому — «Возвращение Пера Гюнта на родину».), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические («В пещере горного короля») и лирико-драматические оркестровые эпизоды («Смерть Озе»), мелодрамы.
Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
ГКЗ «Башкортостан» ул. Ленина, 50
Ср, 17 сен
19:00
1440 ₽